Надеюсь, шрифт Брайля сделан на той самой горячей поверхности?:)))
Fogel, а за что тебя саамого-то вздрючили? За некачественную фильтрацию траффика что ли? Или ты попутно кого-то не того ограничил?
А я вернулся из отпуска, из Душанбе. Там вообще без юмора жить сложновато. Ибо приколы (увы, печальные) на каждом шагу.
Начнем с того, что местные власти решили окончательно задрать не только успешных людей, которых и так осталось мало в стране, но и умных, а также хоть немного соображающих. Выражается это в том, что любая профгруппа мало-мальски имеющая власть выступает как самостоятельная преступная группировка, действующая по принципу гаишника из известного анекдота: дали палку - и вертись как хочешь. К слову, те же гаишники - ярчайшие примеры такой группы. Законы устанавливают на лету и для кого угодно. Если фантазии не хватает, а кушать хочется, могут тупо остановить и потребовать денег, стращая всеми возможными угрозами тех, кто не поддается. Так, останавливает нас как-то с таксистом гаишник и происходит такой разговор:
Г: Здесь ехать нельзя! Платите штраф 100 сомони (750р по-нашему).
Я: Почему нельзя? Знака никакого нет.
Г: Здесь я стою!
Я: Что, прямо на дороге?
Г (неуверенно): Нет, на обочине...
Я: Так значит, дорога свободна?
Г (еще неуверенней): Ннуууу.. да...
Я: Так значит, можно ехать?
Г: Аллах с вами, езжайте!
:)
Вот примерно такая картина. Доходило даже до того, что после нужных споров, в котором гаишника окончательно запутывали, он буквально начинал молить: - Ну дайте хоть что-нибудь!
Происходит это по двум причинам. Во-первых, если горные таджики (памирцы) еще хоть как-то соображают, то равнинные - увы. Школу если и кончали, то такую и так, что толку немного. Многие не то что считать - писать не умеют! Конечно, это относится не ко всем. Так, встреченный мною в горах углекоп, разговаривал со мной по-английски с великолепным оксфордским произношением, потому что русского он, увы, не знает. Это, конечно, очень контрастно выглядит, особенно в сочетании с ишаками, везущими распроклятый уголь по десять сомони за мешок (75руб). Я аж прибалдел:). Потом выяснилось, что углекоп восемь лет провел в Шотландии и имеет двойное образование. А на родину вернулся - и заняться нечем, вот и копает. Жесть, короче.
Углекоп с ишаками:
С другой стороны, один очень неглупый, но к сожалению, равнинный таджик с потрясающей технической интуицией не смог без помощи калькулятора разделить 9 на 0,1. Я не шучу. Я дал ему времени 20 минут. Он так и не смог. Прикол в том, что он без двух недель дипломник. Печальный прикол. конечно же.
Вторая причина странных действий гаишников заключается в стайной субординации внутри их группы. Здесь властвует закон: кто сильнее, тот и прав. Тот и больше получает, и к кормушке первым встает. Экипажи гаишников обычно состоят из двух таджиков. При этом один из них тонкий как оглобля, а второй жирный как свинья. Так вот деньги получает всегда именно жирдяй, тогда как тонкий делает всю работу. Ясен пень, после дежурства они выходят на "подработку". Вот только фантазии у них не хватает, беднягам.
Кроме того, как любой восточно-южный народ, они любят торговаться и заключать пари. Поэтому при особо интересных обстоятельствах можно сделать и так, что гаишник останется тебе должен:).
Например, останавливает нас как-то гаишник за превышение скорости. А мы говорим - мол, у нас машина и так на ладан дышит, какие нафиг сто км/час? Попрепирались минут десять, а потом мы и говорим - мол, давай поспорим, что наша машина больше 80-ти не разгонится. Вот садись сам за руль и посмотри. Если разгонишься больше - мы тебе штраф в двоекратном размере отдадим (примерно 5тыр), а если не получится до ближайшего светофора (примерно 2км), то ты сам нам вернешь сумму одного такого штрафа (т.е. примерно 2500р).
Ну, пускаем его за руль, а перед этим незаметно подкладываем на спидометр мощный магнит. Это опель, там спидометр как на Зиле, механический. Думали, заметит, но куда там. Даже внимания не обратил - наверное, подумал, что так на всех машинах. В общем, по спидометру стрелка выше 60 не поднялась, хотя конечно, по факту машина ехала раза в два быстрее. Но это же _местный_ гаишник! Он и внимания не обратил! В результате, пари он проиграл, и отдал нам оговоренную сумму, кисло пожелав счастливого пути:).
К слову,торговаться они могут долго и нудно, но если уж сами согласились и сумму оговорили - то большего не потребуют, только если сам не дашь. Это для них кодекс чести.
Кодексом чести также является взаимовыручка внутри своего клана. И это ответ на вопрос, почему углекоп не остался в Шотландии с двумя высшими образованиями, а вернулся на родину - родня попросила. Та самая родня, которая впряглась уж не знаю в какие долги, чтобы собрать ему необходимую сумму на билет и обучение. Поэтому такое игнорировать они не могут.
Клановость также удерживает их от жестких разборок - поди угадай, каким родственником приходится тебе твой оппонент. По этой причине они обычно договариваются между собой в конфликтах довольно быстро и не всегда деньгами. Например, при ДТП.
К слову, ДТП у них удивительно мало. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было разметки (она была в советское время, но с годами стерлась. А пока на дорогу не жахнет какой-нибудь метеорит, ремонтировать ее не станут) и совершенно пофигистичному стилю езды (рвануть на разворот из крайнего правого в пятиполосном шоссе, это в порядке вещей), аварий почти что и нету. За все время моих поездок за все года туда (а это в сумме где-то полтора месяца) я наблюдал только одно ДТП, да и то совершенное по глупости - чел выехал на скорости на оживленную трассу, не посмотрев по сторонам.
Я сперва недоумевал - отчего так? Машин у них не сказать чтоб мало, но никто никого не пытается "наказать", никто не выеживается, не отрывается за плохой день на окружающих. Спросил таксиста. Оказалось, у них нет ОСАГО. Совсем, как класс. То есть, за "страховку" они платят. но это скорее как налог на авто, ибо при любых дтп страховая компания ничего не делает - за все платишь ты сам и сам же ремонтируешь где захочешь. Поскольку у большинства населения денег хватает еле-еле чтоб прожить (средняя з/п у большинства редко превышает 700 сомони (5000р) в месяц (!). Выживают они только за счет клана), на дороге они очень внимательны. А поскольку долго злиться здесь невыгодно, то рождается заметный пофигизм, в том числе и приводящий к езде не по правилам. Так, дважды я встречал на нашей же полосе нам навстречу едущий джип с нормальной
такой скоростью - просто "ему туда надо было, а разворот далеко":)))).
На большинство мелких аварий здесь не обращают особого внимания, поэтому большинство машин обладает мелкими вмятинами по углам. Это никого не напрягает, ни владельцев, ни гаишников.
В горах же и вовсе "рекомендуется", если что, тормозить об других участников движения - главное - не улететь в пропасть. Но случаются, конечно, и казусы, ибо горы - это совсем другая жизнь.
Есть у них там тоннель примерно 5км длиной. Неосвещаемый наполовину - только светоотражатели по бокам наклеены, которые никто не чистит. Прошлой зимой был мощный толчок (там сейсмозона), и на оба выхода сошла лавина. Больше двух десятков машин оказались запертыми в ловушке. А с вентиляцией там так же туго, ибо наверху снег, который никто не чистит. Пока поняли что произошло - нагазили так, что чуть не задохнулись. Попробовали пробиться наружу - но тщетно. Тогда решили, что выжить смогут только бросив машины и уйдя через вентиляцию, и начали пробиваться наверх. Это им удалось, и жертв не было. Но непогода и лавина закупорили машины почти на месяц - только когда к тоннелю смогла подъехать тяжелая техника. Многие авто к тому времени разрядились из-за холода - их выкатывали вручную. Но что удивительно и показательно - никто за это время не залез внутрь тоннеля и не помародерствовал. И это при общей бедности нации! Просто потому, что на их месте мог оказаться и ты. Это горы, здесь все возможно.
Наверное поэтому горные таджики так разительно отличаются от равнинных - выживают не только сильнейшие, но и умнейшие, а также волевые личности. Они более независимы, подвержены философии, со своими обычаями и традициями. И как следствие, более успешно обучаемые.
Так, в районе озера Искандеркуль, куда мы заехали в свой выходной, встретили некоего деда - пастуха яков. Яки - это типа коров, только мохнатые сильно.
Это як. Познакомьтесь:). Просто высокогорные коровы, способные выжить там, куда обычным путь заказан. Так вот, подошедший пастух (по-местному - чабан), оказался полиглотом - говорит на семи языках, включая два мертвых - окончил исторический факультет МГУ. А в свободное время, которого море при его работе, развлекается стихоплетством на таджикском, но с привлечением иноязычных слов.
В общем, наша реакция была примерно такая: (о)_(0) :)))
Интересный мужик оказался. Разговорились. Он бродит по горам, ищет следы древних цивилизаций. Убежден, что Атлантида существовала, но была поглощна земной корой вследствие землетрясения, и искать ее следует внизу. Говорит, неоднократно наблюдал, как подобным образом под землю уходят целые кишлаки.
Так что таджики - народ неоднозначный. Есть и плохие, и хорошие, грамотные и не очень (последних, увы, большинство). Смущает общая обстановка в стране, где верхушка откровенно пользуется тем, что люди еще не забыли последнюю гражданскую войну, и продолжает закручивать гайки, доводя народ практически до нищеты. Добром это не кончится, это уж точно. Если не перестанут, конечно.
Ну вот, хотел рассказать о забавностях, а вышло нечто вроде отчета:). Уж извините, таково мое мышление, во многом ассоциативное.