По заявкам трудящихся открываю рубрику "Филармоническое общество". Здесь будут периодически выкладываться классические музыкальные произведения, которые, по моему скромному мнению, были бы небезынтересны многоуважаемой форумной публике. Записи я буду сопровождать некоторыми вступительными текстами; надеюсь, что не слишком утомлю вас этим. И начнём мы, по следам разговоров об органе, с одного из самых ярких и необычных сочинений для этого инструмента.
Франсис Пуленк (1899-1963). Концерт для органа, струнного оркестра и литавр соль-минор.
Концерт для органа, литавр и струнного оркестра был создан Франсисом Пуленком в период, когда, по словам самого композитора, в нём "проснулся потомок суровых и богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных горестей". Концерт – степенный и строгий, демонстрирующий новые тенденции – был новой, этапной работой композитора.
Преуспевающая литургическая органная традиция всегда была предметом гордости французского музыкального искусства. Начиная с середины XIX века из стен Парижской консерватории вышло немало выдающихся органистов и композиторов, создававших и исполнявших духовную органную музыку. Поэтому кажется нелепым, что такая работа была написана именно Пуленком - композитором без академического образования, ничего не знавшем об органе.
Рожденный в богатой семье, Пуленк не испытывал недостатка в средствах всю свою жизнь, и ему не требовалось работать, зарабатывая на жизнь. Его природный талант проявился в раннем возрасте, а частные уроки по фортепиано и композиции были достаточны для подтверждения призвание композитора; он был едва ли не уникален среди успешных французских композиторов своим отсутствием формального обучения в консерватории (Первая мировая война и служба в армии помешали Пуленку поступить в консерваторию) - недостатком, который более академически настроенные члены музыкального сообщества никогда не могли принять.
Во Франции также процветала и светская культура органа. Органная фирма Кавайé-Коль, производившая и поставлявшая инструменты церквям по всей стране, одновременно строила много органов для частных клиентов - наибольшем был соборного размера инструмент для неправдоподобно богатого барона Альбера де л'Эспи. Эксцентричный аристократ, обреченный к уединению из-за болезненного страха перед микробами, барон Альбер имел обыкновение тратить часы, в одиночестве погруженный в музыку Вагнера, в пещерообразном органном зале замка Chateau d'Ilbarritz на скалистом Атлантическом побережье. Меньшие органы были установлены в фешенебельных салонах Парижа, где самыми влиятельными клиентами Кавайе-Коля были Полина Виардо и княгиня Эдмон де Полиньяк (в девичестве Винаретта Зингер). Наследница состояния короля швейных машин Зингера, органистка-любитель, Винаретта оставила родную Америку и обосновалась во Франции, где вышла замуж за французского аристократа, и посвятила свою жизнь покровительству артистам; среди тех, кому помогла ее дружба, были Сергей Дягилев, Габриэль Форе, Эрик Сати, Морис Равель, Мануэль де Фалья, Игорь Маркевич и Игорь Стравинский. В этих фешенебельных кругах Пуленк ощущал себя как дома; именно баронесса де Полиньяк в 1934 году заказала ему Органный концерт. В ее салоне концерт впервые прозвучал 16 декабря 1938 года перед приглашенной аудиторией, с Морисом Дюрюфле на органе. Дирижировала Надя Буланже – знаменитый французский музыкант, педагог и композитор.
А началось всё с идеи пьесы для органа и небольшого оркестра, с несложной партией органа, которую могла бы исполнить сама княгиня. Жан Франсе был первым композитором, к кому обратилась баронесса де Полиньяк, но он вежливо отказался, и заказ передали Пуленку. "Легкая партия органа" оказалась выброшенной, поскольку у Пуленка были совсем другие идеи; работа обещала стать самой масштабной из всего, что ему доводилось создавать, и в итоге Пуленку потребовалось почти четыре года для ее окончания.
"Концерт почти закончен. Он доставил мне много неприятностей, но я надеюсь, что такой, какой он есть, он – хорош, и что он понравится Вам. Это уже не забавный концерт Пуленка для двух фортепиано, а скорее как бы путь Пуленка в монастырь..." (из письма композитора княгине де Полиньяк)
"...скажи дорогой графине, что концерт не миф, что я стыжусь [за задержку], но я представлю его ей только, когда он станет безупречным, с тем несовершенным совершенством, которым отличается мое своеобразие." (из письма Наде Буланже)
"...я с радостью бы приехал, но совершенно поглощен работой. Мой органный концерт, который я заканчиваю, стоил мне многих слез, потому что я построил его на новом материале. Я боялся, что за два дня отсутствия цемент мог бы застыть ..." (из письма Игорю Маркевичу, с извинениями за пропущенный концерт в Париже)
Все эти письма датированы весной 1936. Но совсем скоро Пуленка буквально ошеломила новость о смерти в автокатастрофе его коллеги, молодого критика и композитора Пьера-Октава Ферро. Франсис совершает паломничество к древней святыне Черной Богоматери в Рокамадуре, на юго-западе Франции, где с ним происходит своего рода религиозное преображение. После двух лет неопределенности "почти законченный" Органный концерт был в значительной степени переработан. В своей окончательной форме его музыкальный язык имеет много общего с религиозными работами, и Пуленк позже описывал его как находящийся "на грани моей религиозной музыки". "Собственно говоря, – писал композитор, – это не церковный концерт, но, ограничив оркестр струнными и литаврами, я сделал возможным исполнение его в церкви".
В 1938 году Пуленк все еще напряженно работал над Органным концертом. "Как это трудно, – писал он, – приобретать навыки, когда все еще пытаешься нащупать свой путь. Я понимаю это как лестницу для подъема, прямую и трудную". В конце концов, у него появилась возможность написать княгине Полиньяк: "Дорогая Княгиня, Да, Вы, наконец, получаете ваш Концерт, это слово, наконец звучит для меня радостью быть в мире с моей собственной совестью, и даже больше, с моей артистической совестью, поскольку работа теперь действительно закончена - никогда, с того дня, как я начал писать музыку, я не имел таких больших трудностей в поисках выразительных средств."
После частного представления в 1938 году, первое публичное представление концерта произошло в июне следующего года в Зале Гаво в Париже, под управлением дирижёра Роже Дезормьера. "Как я тосковал без Вас на премьере концерта, - писал Пуленк Наде Буланже. - Дезормьер был вполне компетентен, но Вы еще обладаете сердечностью и лиризмом, и Бог знает, что в этом моя музыка нуждается."
Пуленк часто утверждал, что "Моя музыка - мой портрет", и эмоциональная двойственность концерта точно отражает две стороны его индивидуальности, "нежный, набожный Пуленк" и "распутный бонвиван". Его вера никогда не была отделенным воскресным мероприятием; он описывает ее как "вера простого деревенского священника". Внешне наиболее непочтительные части его Глории были вдохновлены воспоминаниями о херувимах, высовывающих свои языки на итальянских фресках и облаченных бенедиктинских монахов, играющих в футбол. Уже после его смерти его друг Бенджамин Бриттен вспоминал это раздвоение личности с различных точек зрения: "Для среднего англичанина музыка Франсиса Пуленка, возможно, казалась музыкой типичного французского композитора: остроумной, смелой, сентиментальной, озорной. На самом деле, Франсис очень легко впадал в уныние, был подвержен шокам, неуверенности и проявлял склонность к панике... Он придавал большое значение искренности: будучи слишком невинным, чтобы быть неискренним ..."
Незадолго до своей смерти в изгнании в Англии во время войны, княгиня де Полиньяк писала Пуленку, что благодарит его за счастье, принесенное его работой; ее воспоминания о "ее" Органном концерте выражались пятью простыми словами - "Его проникновенная красота преследует меня".
_________________ _____________ Фанат Сабрины с 15 ноября 2012
|