Привет, Иттрий!
Иттрий писал(а):
Можно вопрос? Если вам интересен именно бесцветный кальцит, зачем брать его цветную разновидность? Или вы имеете в виду какие-то участки более темные, чем фон?
да, действительно по прозрачности он уступает амазониту и горному хрусталю, но зато его цветность утепляет краски. У меня есть еще от производителя готовая кальцитная краска, это, по-видимому, порошок белого мрамора на льняном масле. Вот он холоднее. И тот и другой кальцит позволяют создать едва уловимые различия между мазками в плане "тепло/холодно". Это один из способов, как заставить живопись казаться нерукотворной, когда подходит человек к картине и не может поверить, что это вообще можно было руками сделать. Для сравнения, современные кадмии и фталоцианины гораздо грубее.
Иттрий писал(а):
Амазонит принадлежит к группе полевых шпатов и более устойчив как механически, так и химически по сравнению с кальцитом. Кстати, окраска его в своем роде уникальна и вызвана атомами свинца, делящими с алюминием одну позицию так, что возникает структурный дефект:).
Он дает потрясающую оливковую краску в соединении с янтарным лаком. Краска в то же время очень прозрачная и как бы остакляет собой картину, как будто жидкое стекло нанесли, а оно затвердело. И глубокий цвет. Жаль, не могу показать.
Иттрий писал(а):
вроде в районе Кольского полуострова лежат глыбы этого минерала выше человеческого роста.
Да, местечко называется "Кейвы". Вот отвал на г.Парусная:
да, замечательное местечко!
Иттрий писал(а):
Сам я там не был, но много слышал от друзей. Честно говоря, меня цвет амазонита не привлекает, да и найти его можно и поближе - им высыпали фундамент церквушки в двух шагах от географической базы МГУ у подножья горы Юкспорр в Хибинах.
цвет у него слабенький. Зато именно такой едва уловимый зеленый цвет оказывается очень полезным в живописи, пишущейся на старый манер, т.к. там есть формула, когда зеленый убирают очень глубоко, как бы внутрь, его видно лишь едва-едва и он теплый. А вот современная живопись, напротив, часто изобилует кричащими зелеными оттенками и они идут от синтетических красок.
Иттрий писал(а):
Арагонит встречается в пещерах обычно. Надо порыться по запасникам - у меня где-то валялся пещерный жемчуг из штолен Садона.
о, вот это было бы весьма кстати
Иттрий писал(а):
Кстати, вот еще что вспомнил - гипс! Это водный сульфат, но есть разности, которые отдают воду весьма неохотно. А вот его обезвоженная разновидность - ангидрит, как раз наоборот, схватывается цементом и очень легко впитывает всякие красители. Причем для хорошей окраски ему нужно очень немного - например, в Норильске ангидрит, беря малость медных солей, обретает бесподобную нежно-фиолетовую окраску, напоминающую сахарный щербет:).
Вот это интересно . Есть же технология осаждения природных красителей на субстрат в процессе их получения. Надо будет попробовать осаждать на ангидрит. Очень интересно, повышает ли он светостойкость малосветостойких натуральных красителей. Читал исследование, что осаждение катеху на квасцы повышало его светостойкость, но несильно. Катеху это коричневый экстракт акации катеху, он нашел применение в покраске одежды.
Иттрий писал(а):
Ну а для создания эффекта мокрого асфальта вам могут приглянуться растертые в пыль чешуйки слюды. Причем учтите, слюда бывает разная, это группа минералов, а не один минерал! Самые известные минералы из группы слюд - это биотит, железистая слюда - обладает глубоким черным цветом; мусковит - калиево-алюминиевая слюда самая прозрачная, обладает коричневато-розоватым цветом и флогопит - магниевая полупрозрачная слюда с золотистым оттенком. Менее известны, но как раз более интересны для художников могут быть разновидности мусковита и флогопита. Хромовый мусковит - фуксит - обладает травяно-зеленым ярким цветом:
Разновидность же флогопита - вермикулит, тоже очень интересный минерал. Его цвет обычно золотистый:
Но главная его особенность в другом. Структура его создана таким образом, что вода в ней занимает каналы в межатомных прослойках. Если вода уходит, например, под действием огня, то ширина между прослойками увеличивается:
Это вот кристаллы, прошедшие термообработку. Увеличиваться они могут весьма значительно.
да, это всё довольно интересно и хотелось бы попробовать! Про слюду в живописи знаю давно, итальянцы научились создавать свинцовые белила с примесью слюды в 16 веке, а сейчас их американцы выпускают.
Цитата:
Вот чего у меня нет, так это кадмиев и кобальтов. А также марсов, хромов и кучи всяких арилидов, пирролов, хинокридонов и ганза-красителей,
Иттрий писал(а):
Есть ли сради всего этого списка какие-либо природно-минеральные пигменты?
я думаю, есть, однако я специально отказался от них, потому что они дают слишком жесткий оттенок в смесях, который, вылезая, теряет интенсивность.
Цитата:
Искусственная киноварь обычно холодная
Иттрий писал(а):
Интересно, по составу это тоже сульфид ртути?
да, тоже сульфид ртути. При этом с натуральной меньше проблем, чем с искусственной.
Иттрий писал(а):
Кстати, под прямыми солнечными лучами из природной киновари может выходить ртуть. Много раз такое видел.
Надеюсь, что лак сможет защитить картину в этом плане.
Цитата:
Одного куска размером с ладонь художнику может хватить надолго.
Иттрий писал(а):
Ну, цельный кусок с ладонь обычно находит клиентов не из вашей братии:). Если вам все равно перемалывать, зачем вам кристалл? Полагаю, кусочки тоже подойдут. Кстати, у моих друзей осталась такая мелочь, так что отложу для вас немного..
ох, спасибо, Иттрий! да, мне кусочки, чем мельче, тем лучше. Не могли бы вы еще узнать? Тут такая тонкость. Аурипигмент как таковой - стабильное соединение, на самом деле. Однако смешивание его с медь- и свинец-содержащими красками может приводить к почернению краски. Виной тому - свободная сера, которая смешиваясь с свинцом или медью дает черное соединение. Эта сера бывает в аурипигменте. Вот можно ли провести тест на наличие свободной серы в нем или нет?
Иттрий писал(а):
Ок, буду потихоньку собирать. В Питере я планирую быть на январских. Оставлю у Алекс тогда, ну а вы уж состыкуетесь:)
Буду очень признателен! Мне было бы полезно пообщаться с вами в живую, потому что на форуме все-равно всего сказать нельзя, я могу приехать к Алекс на НГ, думаю, что она и Ник против не будут