Ник писал(а):
общем, если тебе будет проще - я не _убежден_ в том, что такой программы никогда не будет, я это _знаю_.
Не вижу разницы, если честно. Ты не можешь думать за других людей, а значит, не можешь знать наверняка, что будет завтра, послезавтра или через десять лет. Если б знал - был бы провидцем:). Так что тебе остается либо признать, что да, ты провидец, либо признать, что твое знание - все-таки убеждение, с которым ты смирился.
Ладно, не буду далее продолжать ковырять в этом направлении, но давай-ка снова вспомним эту тему лет через тридцать:).
Ник писал(а):
В то время как речь у нас идет о распознавании записи, сделанной в 1967 году. Как она оцифрована, как записана? Уж как есть, мы не в силах переместиться на полвека в прошлое и переоцифровать исполнение на современном для нас оборудовании.
Речь не о том, чтобы перезаписать, хотя и это неплохое решение. Правда, я бы все ж начал с частичной записи со сравнением звуков в реальном времени - с тем, что играют сейчас и тем, на записи.
Я скорее про фон и особенности аппаратуры записи. Люди же играют не в вакууме. А любая поверхность имеет эхо. Этим можно и воспользоваться (например, если точно известно где именно играли), и наоборот, попытаться убрать. Аппаратура звукозаписи тоже накладывает свой отпечаток, ничего общего с музыкой не имеющего - шумы, трески, писки, вибрацию и гул электромотора или тиканье часового механизма - в зависимости, что там было, какой носитель? Вот это все можно убрать программно, а можно и аппаратно. В любом случае сейчас мы уже имеем дело с электрическими сигналами.
На втором курсе ко мне обратилась одна знакомая девчонка с просьбой оцифровать какого-то редкого барда, приезжавшего к ним в гости и записанного на катушечный магнитофон. Качество было жуткое - почти ничего не слышно, фон в несколько раз громче мелодии. Я бился над ними с полгода где-то, ни одна программа их не брала. В итоге проблема решилась применением аппаратного т.н. взвешивающего фильтра, которым удалось отсечь все внутренние шумы магнитофона и, что самое приятное, эхо от стен квартиры. Там был прикол один - на низких частотах к основному эху добавлялось что-то жутко дребезжащее, никакитми средствами не убирающееся. Я долго ломал голову, что это такое, а потом меня внезапно осенило. Квартира была маленькая и "хрущевка", а у них частенько аккурат напротив комнаты - ванная. Спросил маму девчонки, и та припомнила, что да, дверь была открыта, а внутри ванной аккурат напротив двери висел огромный таз. Он-то и давал то самое неприличное эхо:))).
Ник писал(а):
Только выйдя в широкую область применения, такая штука может добраться до профессиональных музыкантов
??? Вот тут я тебя совсем не понял. Требуется разобраться с терминологией.
Что для тебя "широкая область применения"?
И как спецпрограмма не может добраться до профессионалов, если будет именно что для них и написана?
Тем паче, что у вас есть такой предмет, значит, обзор ежегодно обновляется.
Ник писал(а):
в противном случае она будет доступна только профессиональным программистам. Для которых все это - не более чем хрен-знает-как-выполнимая игрушка.
Почему ты все время норовишь решать за других? Откуда такая уверенность? Я вот уверен, например, что если такую программу заказать и подойти серьезно, то к ней и будет серьезное отношение - во всяком случае, работа ведь так просто не дается. И чтобы удовлетворить заказчика, надо подходить ответственно.
Или ты намекаешь на то, что обыкновенным программистам недоступно понимание мелких, но архиважных мелочей, которых ты, как заказчик, не в силах описать словами в ТЗ, и их надо просто "чувствовать"? То есть, говоря проще, нужен не просто программист, а программист-музыкант? И ты уверен (опять же непонятно откуда), что их не бывает?
Так я тебя удивлю. Та девочка, которая сейчас пишет прогу по определению звуков у нас в школе, и которая, кстати, в позапрошлом году у меня успешно изготовила металлоискатель, а в этом планирует сотворить аппарат конденсаторной контактной сварки для изготовления исторических лат, шлемов и кольчуг - эта девочка с отличием закончила в прошлом году семилетнюю музыкальную школу (говорят, у нее асолютный слух), прекрасно играет на скрипке, рояле, арфе, флейте и еще какой-то хрени типа дудочки, но с клавишами как у пианино. Был как-то раз прикол, она и еще одна флейтистка ездили с нами на Урал и там такое вытворяли в ночном лесу, что любо-дорого!:) Обычно с собой в поход берут гитару только, ну и то, что можно взять в полевые условия. Но флейты берут редко из риска повредить. Так что поездка вышла незабываемой:).
А кроме этого, Аня (так ее зовут) провела удивительную работу в прошлом году по изучению влияния этноса в одной маленкой стране Европы (не помню какой, если честно) на ее язык на протяжении четырех веков. Работа адовая, море статистики, причем, большая часть не на русском. Все думали, что она тему завалит. Но как ни удивительно, справилась. Конечно, с огрехами, но это мелочи. Работа ее заняла первое место в московской гуманитарной олимпиаде для старшеклассников.
Так что Аня удивительный человек. До 8 класса включительно она была на кафедре физтеха (в нашей школе 4 кафедры - Теор, Физтех, Биохим и Соцгум), но потом не добрала баллы и перешла на Соцгум. А в этом году сформировали пятую кафедру - Прог (программирование), и она сразу же перевелась туда. Кое-кто из руководства считает этакое метание за минус, ну а я наоборот, думаю, что в школе надо все успеть попробовать, пока дают. С интересом буду следить за ее поступлением и дальнейшей жизнью. У нее очень большой потенциал. Правда, она пока сама не знает, куда хочет. Мать у нее работает на авиазаводе, отец - математик-программист и одновременно пианист от бога, так что выбор у нее большой. Насколько мне известно, сейчас она разрывается между мехматом МГУ и МФТИ, но куда ее занесет по правде - пока неясно.
Впрочем, я отвлекся, извиняюсь.
Ник писал(а):
Среди этих программ есть вещи совершенно невероятные, например, программа Кубейс
Да, я ее хорошо знаю. Ну, точнее, хорошо знаком - как-то раз миди-клавиатуру пришлось чинить, а прогу мне посоветовали, чтоб было на чем проверять:).
Ник писал(а):
Но даже программам такого уровня не под силу обратный процесс вычленения нот из музыки.
Это пока что. Но процесс и прогресс все же идет. Возможно, такая программа уже создана, только имеет несколько иное применение, например, для военных целей.
Fogel писал(а):
Пожалуй, я вспомнил неплохой пример механического распознавания нот в общем шуме. Ещё немцы это начали в сороковых годах. Дальнейшие разработки, насколько мне известно, хранятся на уровне секретов ядерного оружия. А этот секрет - торпеды. Их головки самонаведения умудряются "услышать" шум винтов корабля среди шумов океана и на фоне собственного двигателя и грохота обтекающей торпеду воды.
Вот-вот, и я о том же.
Цитата:
но повторюсь, для того, чтобы распознать все деления, все нюансы и штрихи в сложных современных партитурах, компьютера никогда не хватит.
Вот скажи, а как распознаешь их _ты_? Алгоритм-то ведь есть? Тебя ведь как-то учили их распознавать, не так ли? Поди, через опыт? Но тут у компьютера преимущество - ему твой опыт удастся приобрести за куда меньшее время - ему ведь не требуется, ни спать, ни есть. Все что ему нужно - это _
алгоритм_ распознавания, а вот то, каким он должен быть в каждом конкретном случае - и определяет
совместная работа музыканта и программиста.
Quark писал(а):
Я бы начал с вопросов о том, что имеем и что хотим получить.
То есть, техническое задание. Вот это - правильный подход! Давай что ли и впрямь набросаем.
Итак, что мы имеем? Запись, так? Запись на чём (носитель, аппаратура)? Что на ней, какие инструменты? Голоса есть? Где играли - в зале, на открытом пространстве (а вдруг) и т.д.? Есть ли хоть кусок нот/документации для какого-то инструмента?
Что хотим получить? Партитуру, если я правильно понял, для каждого инструмента.
Что важно, а чем можно пренебречь в программе? Вопрос о стоимости пока не стоит - сперва определяемся только с возможностью физической реализации.